@AlexeyK77 ,
вы затронули достаточно сложные для обсуждения (хотя и простые по сути) вопросы
То, что энергия нужна для применения - с этим думаю согласится каждый, хотя у каждого будет своя глубина понимания этого утверждения.
Сюй Минтан нередко высказывается в духе того, что мы занимаемся для улучшения качества жизни, а не живём для того, чтобы заниматься
Другое дело как это выглядит на практике.
О каких-то моментах
@Bagir уже упомянул - смысл не в накоплении цзин, которая сама должна что-то сделать, когда её будет много или внутренних состояниях, а в том, чтобы её использовать в дальнейшем для работы. На форуме уже обсуждали что воздержание без интенсивной практики принесёт только вред.
Вообще надо сказать что ЧЮЦ очень упрощает всю теорию, вследствие чего многие привязывают всё что можно к даньтяням и иногда получается непонятная каша. Традиционно речь идёт не только о даньтянях, а и о син и мин, которые упрощённо можно обозначить как "работа над духовностью" и "работа с телом/энергией". Можно сказать что они как-то коррелируются с даньтянями, но это совершенно разные понятия.
В даосизме и син и мин считаются одинаково важны, в то время как в буддизме первостепенным считают син. Но син - это не то же самое, что и верхний даньтянь, хотя он тоже связан с шэнь. Работа над син и работа с шан-даньтянем - это совершенно разные вещи.
Я хочу сказать что одной работой с даньтянями, даже в теории, далеко не продвинуться. Но, увы, нередко можно встретить две крайности - либо считают что "даньтяни - наше всё", либо считают что "надо быть просто хорошим человеком - и будет счастье, дедушки помогут и карма подоспеет".
Очевидно что делая упор только на один из вариантов мы прийдём только к иллюзиям. На мой взгляд лучше уже тогда заниматься либо чисто оздоровительным цигун, либо религией в явном виде.
Ваши наблюдения по поводу ретритов и особенно 4й ступени полностью разделяю.
Но многих ли это будет волновать, если их на 4й итак отлично колбасит?
)