Увы, я тоже раньше думала, что буддизм это монолит, которому можно верить. Но, почитав Абхидхармакошу, узнала, что в буддизме очень много течений, и некоторые из них не верят в реинкарнацию. А другие течения буддизма даже в карму не верят!
Безусловно, течений много и порой они сильно отличаются.
Отрицание кармы и реинкарнации, возможно, являются просто другим взглядом на них.
Например утверждение что нет перехода одной и той же сущности из тела в тело многим может показаться отрицанием реинкарнации.
Т.е. их отрицание - скорее всего продукт философских размышлений и определений, чем отрицание самого факта.
Впрочем не могу утверждать, т.к. не знаком достаточно с подобными течениями.
Мне лично вообще гораздо ближе даосский взгляд на мир, но принятие идеи реинкарнации, как таковой, в даосизме появилось под влиянием буддизма. А с учётом того, что то, что мы называем душой, в даосизме состоит из нескольких душ (земных-по и небесных-хунь), единство которых посли смерти обычного человека распадается и со временем они растворяются в Небе и Земле соответственно, то обсуждение реинкарнации с точки зрения даосизма вообще становится проблематичным
В то же время в буддизме концепция реинкарнации достаточно проработана и понятна. И вообще подходы буддизма, на мой взгляд, достаточно близки к научным.
Я полностью согласен с утверждением что буддизм - наука об уме. Поэтому определённые моменты удобнее рассматривать с позиций буддизма.
Не могу не вспомнить известную цитату Далай-Ламы:
(Цитата из серии интервью с Тэнцзином Гьямцхо в Бодхгайе, 1981-1985.)
«Допустим, что что-то со всей определенностью было доказано в ходе научного исследования, что некоторая гипотеза подтвердилась или что в результате такого исследования был установлен определенный факт. Более того, предположим, что этот факт несовместим с теорией Будды. Вне всякого сомнения, мы должны принять результат научного исследования. Видите ли, общий буддийский подход заключается в том, что мы всегда должны принимать факты. Досужие домыслы, не основывающиеся на эмпирическом опыте, когда таковой возможен, неуместны. Таким образом, если гипотеза была подвергнута проверке, в результате которой она на 100 процентов подтвердилась, то это именно то, что нам следует принять.
<...> Буддисты верят в перерождение. Но предположим, что благодаря различным исследовательским методикам наука однажды придет к окончательному заключению, что перерождений не существует. Если данный факт будет со всей определенностью доказан, то мы должны будем его принять, и мы его примем. В этом заключается общая идея буддизма.»