Осьминог
Старожил
Учение о Дао в изложении Чжунли и Люя.
Глава №3. Небо и Земля.
Люй спросил:
Позволено ли мне узнать о действии Неба и Земли?
Чжунли оветил:
Действия Неба и Земли — вот путь, которым Великое Дао проявляет себя во Вселенной.
Вверх и вниз, вверх и вниз — движется оно, не затихая. Вот отчего надежно основание Неба и Земли, вот отчего они вечносущи. Принцип их действия обычно миру людей не явлен.
Люй спросил:
Как проявляет себя во Вселенной Дао? Можно ли постичь законы его движения? И когдв Дао в движении, как распознать его воздействие?
Чжунли оветил:
Проявляя себя в Небе и Земле, Великое Дао обретает форму. От формы идут числа.
Путь Цянь проявляется в Небе, число же его — 1. Легкое и чистое поднимается, ибо есть, по природе своей, Ян.
Путь Кунь проявляется в Земле, число его — 2. Тяжелое и мутное опускается, ибо есть, по природе своей, Инь.
Ян восходит, Инь опускается — значит, они будут взаимодействовать друг с другом.
Таков путь Цянь и Кунь и способ, каким действует Дао. Время начинаний сменяет время завершений.
Люй спросил:
Услышал я, что путь Цянь суть проявление в Небе, и по действию он — Ян. Но если Ян — управитель движения вверх, как оно может тогда опускаться и взаимодействоать с Землей? Кунь суть проявление в Земле, а по действию — Инь, которое управляет движением вниз. Может ли оно тогда подниматься и взаимодейсвовать с Небом? А если Небо и Земля не взаимодействуют, как объединятся Инь и Ян? Нет объединения — Цянь и Кунь не совершают положенного. Раз так, кто даст начало вещам и кто приведет их к завершению?
Чжунли оветил:
Если взглянуть на путь Неба, то Цянь — это структура, а Ян — действие, и его пары скапливаются вверху. Что касается пути Земли, то Кунь — структура, а Инь — действие, и его вода копится внизу.
Если Небо следует Дао, то Цянь ищет Кунь. При первом их взаимодействии рождается старший сын, имя которого Чжэнь. При следующей связи — средний сын Кань. В третий раз появляется младший сын Гэнь. Когда Небо достигает Земли, Цянь взаимодействует с Кунь, порождая три Ян.
Если Земля следует Дао, то Кунь повсюду ищет Цянь. От первой их связи рождается старшая дочь Сюнь. От второй — средняя дочь Ли. Втретий раз появляется младшая дочь Дуй. Когда Земля достигает Неба, Кунь взаимодействиет с Цянь и рождаются три Инь.
Три Ян взаимодействиют с тремя Инь — и рождается вся тьма вещей. Три Инь взаимодействуют с тремя Ян — и тьма вещей кормится. Естественное тяготение между Инь и Ян — вот на чем зиждется связь Неба и Земли. И тяготение это — часть природного пути Дао.
Связь Цянь и Кунь творит шесть паров. Связь шести паров создает пять элементов.
Пять элементов рождают и питают всю тьму вещей.
Цянь завершает свой путь вниз, когда все три взаимодействия произошли. После чего Ян вновь начинает подниматься. В результате Инь, что спрятано в Ян, тоже поднимается, Возвращаясь на Небо.
Кунь завершает свой путь вверх, когда все три взаимодействия состоявись. После чего Инь опять опускается. И тогда Ян, что таится в Инь, тоже опускается, достигая Земли.
Если Инь, которое в Ян, используя, истощить невозможно — вот это и есть истинная Инь.
Когда истинная Инь достигает Неба, то, встречая там Ян, получает от него силу. Коль Инь спускается с Неба, кто осмелится утвеждать, что внутри Инь нет Ян? Воистину, Ян спрятано в Инь.
Когда Ян, которое в Инь, вовсе не рассеивается — это истинное Ян. Истинное Ян достигает Земли, встречает там Инь и омолаживается. Раз Ян восходит с Земли, кто ж скажет, что Ян не содержит Инь? Воистину, Инь содержится внутри Ян.
Всегда возвращаясь к Земле, Инь никогда не рассеивается. Всегда возвращаясь к Небу, Ян ни за что не погаснет. Этот круг подъема и спуска длится с начала времен, ибо взаимодействие Инь и Ян управляется самим Дао. Вот почему основание Неба и Земли прочно, и они существуют вечно.
Люй спросил:
Небо и Земля следуют Дао, потому пребывают вечно. Мы сами зрим это в окружающем нас мире. Но чтоже мир людей? Как действие Дао проявится в благоразумном человеке, хранящем ясность и покой, живущим согласно принципам Дао? Слышал я, будто идущий Малым путем наслаждается счастьем и долгой жизнью; идущий Средним — достигает долголетия и даже побеждает смерть; Великий же путь дает возможность превзойти бренную природу, даруя бессмертие. Как воплотить Дао и применить его принципы? Можно ли следовать действию Неба и Земли так, чтобы стать таким же непоколебимым и вечносущим как они?
Чжунли сказал:
Изначально Великое Дао не имеет формы. Только из-за существования иного оно получает форму. Великое Дао не имеет имени. Только лишь из-за того, что названо оно иным, получает оно имя.
Дао проявляется в Небе и Земле — это путь Цянь и Кунь.
Оно проявляется в Солнце и Луне — это путь Инь и Ян.
В мире людей — это путь государя и министра, господина и слуги.
В брачных покоях — путь мужа и жены;
В обществе — путь старших и младших;
В отношениях — путь друзей;
И в семье — это путь отца и сына.
Каждый на свой лад следует принципам Дао.
Когда твои отец и мать сошлись в любовном акте, то Ян отца двинулся первым, Инь последовала потом. Истинный пар сочетался с истинной водой, огонь сердца и вода почек стали взаимодействовать. Возникла эссенция воспроизводящей энергии и встретила Инь женщины — тогда воды в областях недеяния закручиваются в воронку.
Вот воспроизводящяя энергия встречает Ян женщины — и кровь возбуждается, копясь в утробе. Плод содержит эссенцию воспроизводящей крови женщины, но также и истинный пар, поскольку в соитии пар неправляется в утробу женщины. Со временем истинный пар превратится в человеческое существо. Ход этих событий вторит действию Неба и Земли, а также пути, которым Цянь и Кунь притягиваются к друг другу, и пути, которым они рождают три Инь и три Ян.
Истинный пар — это Ян, а истинная вода — Инь. Ян спрятан в воде, а Инь таится в паре.
Пар управляет движением восходящим, и внутри он — истинная вода. Вода управляет нисходящим потоком, и внутри она — истинный пар. Таким образом, истинная вода — это истинная Инь, и истинный пар — это истинный Ян.
Истинный Ян опускается, следуя пути воды. Он ведет себя подобно Цянь и движется, чтобы встретить Кунь и создать Чжэнь — когда находится вверху, Кань — когда в середине и Гэнь — когда внизу. В теле человека движение идет вверх и вниз от середины. Так что Чжэнь — это печень, Кань — почки, а Гэнь — мочевой пузырь.
Истинная Инь поднимается, следуя пути пара. Ведя себя как Кунь, она движется, чтобы встретить Цянь, порождая Сюнь — когда находится внизу, Ли — когда в середине и Дуй — когда вверху. В теле человека влижение идет от середины вверх и вниз. Значит Сюнь — это желчный пузырь, Ли — сердце, а Дуй — легкие. Коль все эти формы развились, а числовые соответствия выстроены - плод покидает тело матери.
После рождения изначальный Ян хранится в почках. Изначальный пар дает рождение истинному пару, и тот начинает двигаться к сердцу. Порождая истинную воду, истинный пар возвращается к своему истоку, откуда осуществляет безостановочное обращение по телу — вверх и вниз. Если при этом пар за пределы тела не просачивается — то проживешь ты очень долго. Зная же ритм его обращений и метод восполнения, можно навсегда избежать старости. Практикуй усердно — тогда Инь без остатка рассеется, Ян очистится, и ты, преодолев смерть, вступишь в священную обитель. Таковы принципы скрытого действия Неба. Впервые раскрыты они миру людей.
Когда ты искреннен в своем стремлении и нет в нем ни капли сомнений; если мирская слава и удача — словно цепи для тебя; на страсти и желания смотрешь как на воров; ненавидишь болезни и смерть; боишся утерять человеческую форму воплощения и низвести дух в оболочку животного; и коль твердо намерен культивировать ясность и покой духа — тогда ищи как вернуться к Истоку, и не давай рассеиваться изначальному Ян. Пусть истинный пар заполнит твое тело, пока в нем полностью не останется Инь. Если Ян силен — душа полна пара.
Круг подъема и спуска вторит действию Неба и Земли, а круг прилива и отлива Инь и Ян подобен пути Солнца и Луны.
Глава №3. Небо и Земля.
Люй спросил:
Позволено ли мне узнать о действии Неба и Земли?
Чжунли оветил:
Действия Неба и Земли — вот путь, которым Великое Дао проявляет себя во Вселенной.
Вверх и вниз, вверх и вниз — движется оно, не затихая. Вот отчего надежно основание Неба и Земли, вот отчего они вечносущи. Принцип их действия обычно миру людей не явлен.
Люй спросил:
Как проявляет себя во Вселенной Дао? Можно ли постичь законы его движения? И когдв Дао в движении, как распознать его воздействие?
Чжунли оветил:
Проявляя себя в Небе и Земле, Великое Дао обретает форму. От формы идут числа.
Путь Цянь проявляется в Небе, число же его — 1. Легкое и чистое поднимается, ибо есть, по природе своей, Ян.
Путь Кунь проявляется в Земле, число его — 2. Тяжелое и мутное опускается, ибо есть, по природе своей, Инь.
Ян восходит, Инь опускается — значит, они будут взаимодействовать друг с другом.
Таков путь Цянь и Кунь и способ, каким действует Дао. Время начинаний сменяет время завершений.
Люй спросил:
Услышал я, что путь Цянь суть проявление в Небе, и по действию он — Ян. Но если Ян — управитель движения вверх, как оно может тогда опускаться и взаимодействоать с Землей? Кунь суть проявление в Земле, а по действию — Инь, которое управляет движением вниз. Может ли оно тогда подниматься и взаимодейсвовать с Небом? А если Небо и Земля не взаимодействуют, как объединятся Инь и Ян? Нет объединения — Цянь и Кунь не совершают положенного. Раз так, кто даст начало вещам и кто приведет их к завершению?
Чжунли оветил:
Если взглянуть на путь Неба, то Цянь — это структура, а Ян — действие, и его пары скапливаются вверху. Что касается пути Земли, то Кунь — структура, а Инь — действие, и его вода копится внизу.
Если Небо следует Дао, то Цянь ищет Кунь. При первом их взаимодействии рождается старший сын, имя которого Чжэнь. При следующей связи — средний сын Кань. В третий раз появляется младший сын Гэнь. Когда Небо достигает Земли, Цянь взаимодействует с Кунь, порождая три Ян.
Если Земля следует Дао, то Кунь повсюду ищет Цянь. От первой их связи рождается старшая дочь Сюнь. От второй — средняя дочь Ли. Втретий раз появляется младшая дочь Дуй. Когда Земля достигает Неба, Кунь взаимодействиет с Цянь и рождаются три Инь.
Три Ян взаимодействиют с тремя Инь — и рождается вся тьма вещей. Три Инь взаимодействуют с тремя Ян — и тьма вещей кормится. Естественное тяготение между Инь и Ян — вот на чем зиждется связь Неба и Земли. И тяготение это — часть природного пути Дао.
Связь Цянь и Кунь творит шесть паров. Связь шести паров создает пять элементов.
Пять элементов рождают и питают всю тьму вещей.
Цянь завершает свой путь вниз, когда все три взаимодействия произошли. После чего Ян вновь начинает подниматься. В результате Инь, что спрятано в Ян, тоже поднимается, Возвращаясь на Небо.
Кунь завершает свой путь вверх, когда все три взаимодействия состоявись. После чего Инь опять опускается. И тогда Ян, что таится в Инь, тоже опускается, достигая Земли.
Если Инь, которое в Ян, используя, истощить невозможно — вот это и есть истинная Инь.
Когда истинная Инь достигает Неба, то, встречая там Ян, получает от него силу. Коль Инь спускается с Неба, кто осмелится утвеждать, что внутри Инь нет Ян? Воистину, Ян спрятано в Инь.
Когда Ян, которое в Инь, вовсе не рассеивается — это истинное Ян. Истинное Ян достигает Земли, встречает там Инь и омолаживается. Раз Ян восходит с Земли, кто ж скажет, что Ян не содержит Инь? Воистину, Инь содержится внутри Ян.
Всегда возвращаясь к Земле, Инь никогда не рассеивается. Всегда возвращаясь к Небу, Ян ни за что не погаснет. Этот круг подъема и спуска длится с начала времен, ибо взаимодействие Инь и Ян управляется самим Дао. Вот почему основание Неба и Земли прочно, и они существуют вечно.
Люй спросил:
Небо и Земля следуют Дао, потому пребывают вечно. Мы сами зрим это в окружающем нас мире. Но чтоже мир людей? Как действие Дао проявится в благоразумном человеке, хранящем ясность и покой, живущим согласно принципам Дао? Слышал я, будто идущий Малым путем наслаждается счастьем и долгой жизнью; идущий Средним — достигает долголетия и даже побеждает смерть; Великий же путь дает возможность превзойти бренную природу, даруя бессмертие. Как воплотить Дао и применить его принципы? Можно ли следовать действию Неба и Земли так, чтобы стать таким же непоколебимым и вечносущим как они?
Чжунли сказал:
Изначально Великое Дао не имеет формы. Только из-за существования иного оно получает форму. Великое Дао не имеет имени. Только лишь из-за того, что названо оно иным, получает оно имя.
Дао проявляется в Небе и Земле — это путь Цянь и Кунь.
Оно проявляется в Солнце и Луне — это путь Инь и Ян.
В мире людей — это путь государя и министра, господина и слуги.
В брачных покоях — путь мужа и жены;
В обществе — путь старших и младших;
В отношениях — путь друзей;
И в семье — это путь отца и сына.
Каждый на свой лад следует принципам Дао.
Когда твои отец и мать сошлись в любовном акте, то Ян отца двинулся первым, Инь последовала потом. Истинный пар сочетался с истинной водой, огонь сердца и вода почек стали взаимодействовать. Возникла эссенция воспроизводящей энергии и встретила Инь женщины — тогда воды в областях недеяния закручиваются в воронку.
Вот воспроизводящяя энергия встречает Ян женщины — и кровь возбуждается, копясь в утробе. Плод содержит эссенцию воспроизводящей крови женщины, но также и истинный пар, поскольку в соитии пар неправляется в утробу женщины. Со временем истинный пар превратится в человеческое существо. Ход этих событий вторит действию Неба и Земли, а также пути, которым Цянь и Кунь притягиваются к друг другу, и пути, которым они рождают три Инь и три Ян.
Истинный пар — это Ян, а истинная вода — Инь. Ян спрятан в воде, а Инь таится в паре.
Пар управляет движением восходящим, и внутри он — истинная вода. Вода управляет нисходящим потоком, и внутри она — истинный пар. Таким образом, истинная вода — это истинная Инь, и истинный пар — это истинный Ян.
Истинный Ян опускается, следуя пути воды. Он ведет себя подобно Цянь и движется, чтобы встретить Кунь и создать Чжэнь — когда находится вверху, Кань — когда в середине и Гэнь — когда внизу. В теле человека движение идет вверх и вниз от середины. Так что Чжэнь — это печень, Кань — почки, а Гэнь — мочевой пузырь.
Истинная Инь поднимается, следуя пути пара. Ведя себя как Кунь, она движется, чтобы встретить Цянь, порождая Сюнь — когда находится внизу, Ли — когда в середине и Дуй — когда вверху. В теле человека влижение идет от середины вверх и вниз. Значит Сюнь — это желчный пузырь, Ли — сердце, а Дуй — легкие. Коль все эти формы развились, а числовые соответствия выстроены - плод покидает тело матери.
После рождения изначальный Ян хранится в почках. Изначальный пар дает рождение истинному пару, и тот начинает двигаться к сердцу. Порождая истинную воду, истинный пар возвращается к своему истоку, откуда осуществляет безостановочное обращение по телу — вверх и вниз. Если при этом пар за пределы тела не просачивается — то проживешь ты очень долго. Зная же ритм его обращений и метод восполнения, можно навсегда избежать старости. Практикуй усердно — тогда Инь без остатка рассеется, Ян очистится, и ты, преодолев смерть, вступишь в священную обитель. Таковы принципы скрытого действия Неба. Впервые раскрыты они миру людей.
Когда ты искреннен в своем стремлении и нет в нем ни капли сомнений; если мирская слава и удача — словно цепи для тебя; на страсти и желания смотрешь как на воров; ненавидишь болезни и смерть; боишся утерять человеческую форму воплощения и низвести дух в оболочку животного; и коль твердо намерен культивировать ясность и покой духа — тогда ищи как вернуться к Истоку, и не давай рассеиваться изначальному Ян. Пусть истинный пар заполнит твое тело, пока в нем полностью не останется Инь. Если Ян силен — душа полна пара.
Круг подъема и спуска вторит действию Неба и Земли, а круг прилива и отлива Инь и Ян подобен пути Солнца и Луны.